Десять тысяч рисунков и одна короткая жизнь

Статьи Автор: Лиза Ремизова

На днях — дни так быстро бегут — исполнилось 50 лет со дня рождения Нади Рушевой. Люди старшего поколения скорее всего подумают: «Как, неужели той самой Наде Рушевой было бы уже 50?!» Молодые же, возможно, спросят: «А кто такая эта Надя?»

Удивительная художница, ушедшая из жизни в 17 лет в марте 1969 года. Для меня она стала, именно в силу этого рокового обстоятельства, воплощением связи между поколением родителей и моим собственным: мне сейчас столько лет, сколько было Наде, когда она создала свой последний рисунок «Аполлон и Дафна».

Я узнала Надю Рушеву, ее творчество благодаря выставке ее работ, открытой в Государственном музее Л.Н.Толстого, где хранится значительная часть ее рисунков. Входишь в первые два зала уютного желтого с белыми колоннами особняка на Пречистенке и попадаешь в особый мир — мир Надиных рисунков к произведениям Толстого. Он завораживает. Вот танцующая Наташа. Черное платье взметнулось, так и слышишь перестук каблучков маленьких мелькающих ножек. «Ай да графинюшка!»

Вот плачущая Наташа: головка повернута к стене, несколькими легкими штрихами передана хрупкость фигуры девушки. Ее лица не видно, но чувствуется: Наташа в отчаянии. Вот Наташа перед отъездом из Москвы: сидит на полу, держит платье на коленях, темноволосая головка опущена — минимум деталей и глубина в передаче душевного состояния! Невозможно удержаться от улыбки, глядя на фигуры Пьера и Наташи: они обращены к зрителю спиной. Большой толстый Пьер ведет за руку девочку, только вступающую в жизнь.

Рисунков к «Анне Карениной» меньше. Но от одного из рисунков не могу оторвать глаз: «Анна перед гибелью» — заломленные руки, вот-вот бросится под поезд.

Поток посетителей выставки не ослабевает, и дирекция музея приняла решение продлить работу выставки до апреля. Каждый день, кроме понедельника, вас ждет встреча с Надей Рушевой. Стоит поторопиться. Вы сделаете для себя немало открытий. Кого-то поразит портрет Наполеона: девочка сумела передать не только внешнее сходство, но и характерную черту для него — индивидуализм. Кто-то надолго остановится перед фигуркой все той же Наташи, сидящей на окне и мечтающей улететь. «Наташа в Отрадном». Голубовато-зеленоватый фон, бледная пастель. Глаза Наташи широко открыты навстречу красоте мира. Только истинный художник может так передать поэзию самой жизни.

Это вторая выставка работ Нади Рушевой в ГМТ. Первая состоялась еще при жизни девочки в 1968 году. Надя, только закончившая девятый класс, принесла в музей толстую папку рисунков, посвященных Толстому. Для выставки выбрали около сорока листов. В музее хорошо помнят эту первую выставку. И сотрудникам, и посетителям было ясно — перед ними особенное явление. Юная душа Нади словно сливалась с душами толстовских героев.

Сотрудники музея вспоминают, что на закрытии выставки Надя встретилась не только с благодарностью восхищенных поклонников, но и с ядовитыми замечаниями недоброжелателей. Кто-то, к примеру, говорил: «У вас совсем нет жизненного опыта! Как вы можете иллюстрировать такое сложное произведение, как „Война и мир“. Кроме того, вам надо учиться художественной технике, а потом уже выставляться». Да, Надя не успела закончить специальное художественное заведение, но живописи училась всю свою недолгую жизнь. Она создала более 10000 рисунков, значительная часть которых одушевлена талантом.

Художница Надя Рушева

Художница Надя Рушева, которую называли «Моцартом в живописи», родилась 31 января 1952 года. Она рано заявила о себе и рано ушла из жизни — в 17 лет — оставив более 10 тысяч рисунков. Никогда не обучалась графике, не делала эскизов, а рисовала начисто без ластика.