Десять тысяч рисунков и одна короткая жизнь
На днях — дни так быстро бегут — исполнилось 50 лет со дня рождения Нади Рушевой. Люди старшего поколения скорее всего подумают: «Как, неужели той самой Наде Рушевой было бы уже 50?!» Молодые же, возможно, спросят: «А кто такая эта Надя?»
Удивительная художница, ушедшая из жизни в 17 лет в марте 1969 года. Для меня она стала, именно в силу этого рокового обстоятельства, воплощением связи между поколением родителей и моим собственным: мне сейчас столько лет, сколько было Наде, когда она создала свой последний рисунок «Аполлон и Дафна».
Я узнала Надю Рушеву, ее творчество благодаря выставке ее работ, открытой в Государственном музее Л.Н.Толстого, где хранится значительная часть ее рисунков. Входишь в первые два зала уютного желтого с белыми колоннами особняка на Пречистенке и попадаешь в особый мир — мир Надиных рисунков к произведениям Толстого. Он завораживает. Вот танцующая Наташа. Черное платье взметнулось, так и слышишь перестук каблучков маленьких мелькающих ножек. «Ай да графинюшка!»
Вот плачущая Наташа: головка повернута к стене, несколькими легкими штрихами передана хрупкость фигуры девушки. Ее лица не видно, но чувствуется: Наташа в отчаянии. Вот Наташа перед отъездом из Москвы: сидит на полу, держит платье на коленях, темноволосая головка опущена — минимум деталей и глубина в передаче душевного состояния! Невозможно удержаться от улыбки, глядя на фигуры Пьера и Наташи: они обращены к зрителю спиной. Большой толстый Пьер ведет за руку девочку, только вступающую в жизнь.
Рисунков к «Анне Карениной» меньше. Но от одного из рисунков не могу оторвать глаз: «Анна перед гибелью» — заломленные руки, вот-вот бросится под поезд.
Поток посетителей выставки не ослабевает, и дирекция музея приняла решение продлить работу выставки до апреля. Каждый день, кроме понедельника, вас ждет встреча с Надей Рушевой. Стоит поторопиться. Вы сделаете для себя немало открытий. Кого-то поразит портрет Наполеона: девочка сумела передать не только внешнее сходство, но и характерную черту для него — индивидуализм. Кто-то надолго остановится перед фигуркой все той же Наташи, сидящей на окне и мечтающей улететь. «Наташа в Отрадном». Голубовато-зеленоватый фон, бледная пастель. Глаза Наташи широко открыты навстречу красоте мира. Только истинный художник может так передать поэзию самой жизни.
Это вторая выставка работ Нади Рушевой в ГМТ. Первая состоялась еще при жизни девочки в 1968 году. Надя, только закончившая девятый класс, принесла в музей толстую папку рисунков, посвященных Толстому. Для выставки выбрали около сорока листов. В музее хорошо помнят эту первую выставку. И сотрудникам, и посетителям было ясно — перед ними особенное явление. Юная душа Нади словно сливалась с душами толстовских героев.
Сотрудники музея вспоминают, что на закрытии выставки Надя встретилась не только с благодарностью восхищенных поклонников, но и с ядовитыми замечаниями недоброжелателей. Кто-то, к примеру, говорил: «У вас совсем нет жизненного опыта! Как вы можете иллюстрировать такое сложное произведение, как „Война и мир“. Кроме того, вам надо учиться художественной технике, а потом уже выставляться». Да, Надя не успела закончить специальное художественное заведение, но живописи училась всю свою недолгую жизнь. Она создала более 10000 рисунков, значительная часть которых одушевлена талантом.